Ребенок, ты меня слышишь?
Как заставить ребёнка слышать и слушать родителей? Почему одни дети признают авторитет родителей, другие – их мнение в грош не ставят?
Как до них «достучаться»?
1. Не соперничайте с ребёнком за право сильного. В тех семьях, где родители демонстративно показывают детям, кто в доме хозяин, дети учатся одной вещи: борьбе за власть. Когда мать или отец говорят ребёнку: «Это надо сделать так, потому что Я так сказал», ребёнок усваивает право сильного и подчиняется «Сильному» только пока его таким видит. Если этого «сильного» рядом нет, он может устроить в квартире бедлам, чтобы проверить на прочность «сильных» родителей, попрактиковаться в силе самому и побить младшую сестру или поискать другого «сильного» на улице.
2. Не сосредотачивайтесь на непререкаемости собственного авторитета, так вы его скорее завоюете.
3. Воспитывайте в сотрудничестве. С каким начальником лично вам легче работать? С тем, кто каждую минуту демонстрирует свою власть над вами, или с тем, кто приглашает к сотрудничеству, к совместному решению важных вопросов? То же и в воспитании. Ребёнку лучше сказать: «Что-то у НАС тут с тобой не выходит. Почему урок! Вечно с тобой морока! Почему я должна ходить в школу и выслушивать о твоём шалопайстве?» ребёнок охотней выполняет даже самое занудное поручение, если чувствует себя частью общего, важного дела, а не уголовником на исправительно-трудовых работах, которому надсмотрщик приказал копать «от забора и до обеда».
4. Приучайте к организованности. Любой ребёнок постарается увильнуть от выполнения поручений по списку, который мы старательно составляем перед работой, чтобы загрузить чадо делами, потому что знаем: нет времени на шалости у того, кто целый день занят. Попробуйте так: «Я очень устаю на работе. Прихожу домой – сил нет. Очень прошу тебя, подмети пол в прихожей к моему приходу и почисти картошку, я отварю – вместе поужинаем». Чем больше ребёнок поручений выполнит, тем больше времени у него останется на своё увлечение и совсем не останется времени на безделье.
5. Ставьте перед ребёнком задачи так, чтобы выполнять их ему было приятно, и вы скорее достигнете цели. Такая ситуация, согласитесь, не редкость, когда рассерженная мать требует у ребёнка: «Приберись в своей комнате!» тот холодеет: «Бог мой! Значит, надо пропылесосить, помыть пол, протереть подоконники, сложить одежду и учебники…» ребёнок паникует от такого объёма предстоящих работ и бубнит: «Отстань, у меня каникулы. Дай отдохнуть». Попробуйте обратиться к нему спокойно, например, так: «Что нужно сделать для того, чтобы в твоей комнате был порядок? Перечисли, пожалуйста», чадо начинает лениво отвечать: «Пропылесосить ковёр, сложить книги на полки, убрать одежду в шкаф»… Вот тут-то вы и можете его порадовать: «С пылесосом можешь разобраться и завтра, а вот одежду и книги убери, пожалуйста, сегодня, до моего возвращения с работы». Это уже легче.
6. Не вводите ребёнка в страх, чтобы обезопасить. Мама твердит дочери: «Ты у нас девочка симпатичная. Ни с кем на улице не знакомься, с неизвестными не разговаривай. Ты даже не представляешь, сколько на свете страшных людей людей». Парадокс: мы повергаем ребёнка в страх, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Мы хотим, чтобы он в наше отсутствие не разговаривал только с плохими людьми. А получается, что он начинает бояться разговаривать с людьми вообще. Может, лучше сказать по-другому, например: «Знаешь, новые знакомства мне лично приносят много радости. Но все-таки лучше проявлять осторожность. К сожалению, не все желают нам добра. Преступники часто пользуются доверчивостью детей. Нельзя позволять им играть на чьей-то доверчивости!» после такой фразы желательно рассказать о каких-то конкретных случаях.
|