Первый раз в первый класс или
проблемы адаптации к школе
Малыш идет в первый класс. К этому дню вся семья готовится, как к большому празднику. Новая форма, портфель, огромный букет – первоклассник в сопровождении родителей, бабушек и дедушек первый раз идет в школу. Однако ощущение праздника вскоре исчезает. Ведь в школе малыш сталкивается с трудностями, к которым он оказывается не очень готов. В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей, а вот насколько успешно они будут решены, зависит в первую очередь от родителей.
Первые дни в школе очень трудны для ребенка. Ему приходится привыкать к новому коллективу, к новым требованиям и правилам. Поэтому поведение ребенка в эти дни может отличаться от обычного. Родители замечают, что малыш становится плаксивым, раздражительным, быстро устает, засыпает с трудом. В этот период очень важно обеспечить ребенку спокойную ритмичную жизнь. Лихорадочные утренние сборы в школу можно предупредить, если приучить ребенка собирать портфель и готовить себе одежду на завтра с вечера. В этот период разумно ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры – все это создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Не нужно отказываться от привычных для малыша ритуалов – чтения перед сном, совместных игр, укладывания спать. Можно предложить ребенку игры и занятия, которые способствуют снятию стресса: это игры с водой и песком, рисование под музыку, лепка из пластилина и глины. Спортивные игры и прогулки на природе – также хороший способ борьбы со стрессом.
Практически все родители хотят видеть своего ребенка отличником, да и дети уверены, что они будут учиться на одни пятерки. Однако на практике зачастую получается не совсем так. Не надо ругать ребенка за неуспехи, а уж тем более навешивать на него ярлыки «неумеха», «грязнуля». Негативные оценки взрослых повышают тревожность малыша, вселяют в него неуверенность в своих силах. Нужно поддержать малыша, вселить в него уверенность, что у него все получится, пусть и не с первого раза. Не следует забывать о том, что нужно хвалить или ругать не ребенка, а результат его деятельности. Вместо «Ты молодец» лучше сказать «Как красиво ты нарисовал (написал)».
Один из вопросов, который часто задают родители – надо ли делать с ребенком уроки. Приготовление уроков – новая для ребенка деятельность, и задача родителей – научить ребенка тому, как это делать правильно. Необходимо помочь ребенку подготовить рабочее место и необходимые материалы – учебники, прописи, цветные карандаши, ручки. Затем вместе с ребенком обсудить, в чем состоит домашнее задание и в каком порядке его нужно выполнять. После того, как домашняя работа будет сделана, взрослый должен проверить ее и помочь малышу собрать портфель на завтра. Через некоторое время малыш будет справляться с домашним заданием самостоятельно. Нужно следить за тем, чтобы выполнение домашнего задания не растягивалось на долгие часы. Причиной тому может быть неумение ребенка структурировать свое время, а также разнообразные отвлекающие факторы: включенный телевизор, веселые игры братьев и сестер.
Необходимо беседовать с ребенком о школе. Такие беседы могут касаться любых аспектов школьной жизни: какие были уроки, чему малыш научился, с кем подружился, чем кормили на завтрак. Такие беседы создают у ребенка уверенность в том, что родителям интересно все, что с ним происходит, а не только его успехи в учебе, а кроме этого, они научат ребенка быть более внимательным к событиям школьной жизни, более собранным и наблюдательным.
Если ребенок не ходил в детский сад, и у него недостаточно опыта в общении со сверстниками, то в первое время в школе у него могут возникнуть конфликты с одноклассниками. Нужно побеседовать с ребенком о сложившейся ситуации, не занимаясь поиском правых и виноватых. Хорошим способом научить ребенка общаться является проигрывание сценок-миниатюр с использованием персонажей кукольного театра.
Как поступить, если ребенок испытывает страх перед школой, злится на учителя или одноклассников? Прежде всего, нельзя запрещать ребенку выражать свои чувства. Нужно разобраться вместе с ребенком, что именно вызвало появление страха или злости, обсудить эту ситуацию. Можно рассказать ребенку сказку, в которой герой успешно справляется с аналогичными трудностями. Такая сказка научит малыша конструктивным способам решения конфликтов, преодоления трудных жизненных ситуаций.
Излишнее беспокойство и тревоги родителей передаются ребенку, сказываются на его поведении и на школьных успехах. Поэтому в течение этого непростого адаптационного периода очень важно поддерживать спокойную, дружескую атмосферу в семье. Постарайтесь проводить больше времени с ребенком, выбирая занятия, интересные для всех членов семьи: совместные прогулки, чтение вслух, настольные игры.
У каждого ребенка адаптационный период протекает по-разному. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с его одноклассниками, с детьми друзей и знакомых. Лучше обращать внимание на успехи именно вашего ребенка, отмечать его достижения и чутко реагировать на трудности. Ваше внимательное и уважительное отношение к ребенку поможет ему успешно справиться с новой для него ролью – ролью школьника.
Источник: http://www.timeformyself.org/ |