Главная | Регистрация | Вход | RSS Пятница, 26.04.2024, 13:50

Школьные годы чудесные...

Форма входа
...
Меню сайта
Общение
...

Дата последнего обновления 08.04.2024 год

Нашли ошибку?

Система Orphus

Пожалуйста, выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Наш опрос
Откуда Вы узнали о сайте?
Всего ответов: 499
Поиск
Категории раздела
Заботливым родителям [39]
Для учителей [3]
Родителям будущих первоклассников [9]

Каталог статей

Главная » Статьи » Для учителей

«Роль интеграции учебных предметов и досуга в становлении творческой личности»

Кудашёва Людмила Ивановна,
методист, педагог дополнительного образования,
высшая категория,
руководитель детского т/о « СПЕКТР»
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
Липецкая область, город Липецк

Роль интеграции учебных предметов и досуга в становлении творческой личности (статья из опыта работы)

Искусство оказывает нравственное действие
не только потому, что доставляет наслаждение
путём нравственных средств, но и потому, что
наслаждение, доставляемое искусством, служит
само путём к нравственности.
Фридрих Шиллер

1. Теоретический аспект: интеграционная деятельность субъектов воспитательного процесса.
Для нас вопрос: должна ли школа воспитывать или её удел лишь обучение, решён давно – учить, не воспитывая, невозможно. Из школы должен выходить человек-личность. А музыкальное воспитание, по мнению В. Сухомлинского, не есть воспитание музыканта, а прежде всего - человека. Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нем. Театр – один из радостных симптомов нормальной жизни школьников, их развлечение и просвеще-ние. А интеграция этого вида досуга и школьных предметов таит в себе неисчерпаемый по-тенциал творчества, знаний, умений, смекалки, художественных навыков. Каждая дисципли-на раскрывает свою, присущую только её содержанию сторону данного понятия, а интегра-ция даёт возможность сделать процесс познания многосторонним, настолько широким и объёмным, что он имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
В результате интеграции разных учебных дисциплин и досуга происходит не простое «слоистое» или рядоположенное приращение информации, а формируется совершенно новая структура знания, более качественная, с новыми свойствами, с воспитательными возможно-стями. Всё это постепенно превращается в систему, развивающую у детей интерес к учению, формирующую у них глубокие знания, обеспечивающую развитие творческой личности.
В качестве примера назову несколько совместно подготовленных и проведенных от-крытых уроков и коллективно-творческих дел (КТД):
- «Кругосветное путешествие Магеллана» (педагог ДО и учитель географии);
- «Герои У. Диснея в гостях у первоклассников» (педагог ДО, учитель английского языка и учитель французского языка);
- «Музыкальный салон для старшеклассников. История танца» (педагог ДО и учитель анг-лийского языка);
- Аукцион знаний «Древняя Греция» (педагог ДО и учитель истории);
- «Музыка славянских народов» (педагог ДО и учитель музыки);
- КТД «Шерлок Холмс и история танца (педагог ДО и классный воспитатель);
- КТД «Русские посиделки» (педагог ДО и классный воспитатель);
- КТД «Романовская игрушка» (педагог ДО и классный воспитатель );
- КТД «Сказание о Руси Великой» (педагог ДО и классный воспитатель);
- КТД «Наше сердце» (педагог ДО и учитель литературы);
- Брейн-ринг «Эти забавные животные» (педагог ДО и учитель биологии);
- Спектакль «Лесная сказка-быль» (педагог ДО и учитель биологии);
- Спектакль «Легенды о цветах» (педагог ДО и учитель биологии);
- «Праздник труда» (педагог ДО и учитель технологии);
- Театрализованный устный журнал, выпуск 1: «Липецкие минеральные воды» (педагог ДО и классный воспитатель );
- Спектакль «Весы Фемиды» (педагог ДО и классный воспитатель );
- Шоу «Костюм как зеркало истории» (педагог ДО, учитель технологии, учитель МХК и учи-тель истории).
- Музыкально-познавательное шоу «На подиуме только юноши!» (педагог ДО, учитель тех-нологии, учитель МХК и учитель истории);
- Музыкально-познавательное шоу «История моды от готики до современности» (педагог ДО, учитель технологии, учитель МХК и учитель французского языка);
- Музыкально-познавательное шоу «Букет, достойный женской красоты!» (педагог ДО, учи-тель технологии, учитель МХК и учитель литературы);
- Музыкально-познавательное шоу «История образования в контрастных цветах» (педагог ДО, учитель технологии, учитель МХК и учитель истории);
- Театрализованный устный журнал «Ты, детскую качая колыбель, мой юный слух напевами пленила», посвященный А.С.Пушкину (педагог ДО и классный воспитатель).
Успех любой воспитательной акции несёт в себе нерасторжимое единство замыслов режиссёра, художника и музыкального постановщика. И не так важно, взрослые или дети будут осуществлять это единство, главное, чтобы всё было подчинено единому замыслу, и каждый, будь то взрослый или ребёнок, со всей серьёзностью отнесся к своей работе, прояв-ляя творчество и инициативу. Только в этом случае зритель увидит настоящее КТД, в кото-ром коллективное творчество гарантирует успех всего дела. В сценарий следует вводить иг-ровые моменты, песни, танцы, театрализацию и, конечно, музыкально-художественное оформление. Не обязательно насыщать сценарий всеми вышеперечисленными элементами, иногда достаточно использовать лишь один из них.
В детском коллективе, в таком многообразии характеров и невостребованных талан-тов, следует постоянно «искать те струны, которые стоит лишь затронуть, и запоет детская душа» (В.А. Сухомлинский). «И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».
Ни для кого не секрет, что готовые сценарии претерпевали значительные изменения после того, как проходили первые репетиции с детьми, где почти каждый ребёнок становил-ся сорежиссёром, внося своим участием бесценный вклад в успех общего дела. Именно тут педагоги нащупывали «золотые жилы»: невнимательный на уроке ученик на репетициях проявлял себя прекрасным рисовальщиком, непоседа пел и танцевал, а озорник становился замечательным артистом. И учитель начинал смотреть на ребёнка другими глазами, получая взамен душевную благодарность, отзывчивость, понимание. В ответ ребёнок проникался до-верием к тому взрослому, который смог увидеть в нем личность.
В детях надо поддерживать любые творческие начинания, какими бы наивными и не-совершенными ни были результаты этих начинаний (Д. Кабалевский). Даже незначительный успех ребёнка в досуговом деле является жизненно-важным рычагом в учебно-воспитательном процессе. После каждого успешного КТД в мыслительном процессе учаще-гося проступает следующая схема:
- я хочу участвовать в следующем спектакле, потому что многим понравилась моя работа;
- я должен больше знать и уметь, чтобы не остаться в стороне следующего дела;
-я могу быть первым на сцене, а что если попробовать улучшить свои успехи и в учёбе?
-я хочу больше знать, т.к. это мне пригодится в дальнейшем.
Интеграция учебных предметов и досуга позволяет высветить, выявить «душу» в ка-ждом ребёнке, независимо от его положительного или отрицательного характера, потому что именно в детстве идут поиск и проба сил. А главное умение педагога – это уважать законы детства.

2. Организационные моменты. От чего зависит успех театрального действа?
В первую очередь, конечно, от сценария. Сценария, выбранного в соответствии с возрастом и интересами ребёнка. А соавторами режиссёра-постановщика (педагога) должны выступать декоратор, музыкальный редактор и художник по костюмам.
Оформление сцены и зала является важным моментом при проведении того или иного мероприятия. Оно должно быть подчинено единственному и неповторимому ощущению драматургического и музыкального образа. В интерпретации спектаклей следует с точно-стью подбирать этнографические и исторические костюмы совместно с их атрибутами и ак-сессуарами; учитывать динамичность изменения декораций и выразительность пейзажа, а также не забывать реальность существующих условий для театрализации.
Необходимо отметить, что декорации и костюмы неразрывно связаны с музыкой и драматургией, всегда следуют ей, развивают её удивительно многообразно и неожиданно.
При просмотре спектакля «Наше сердце» зрители без перерыва побывали на трёх дей-ствиях тридцатиминутного спектакля. Сцена, разделенная зигзагообразной ширмой на две части, слева была оборудована под больничную палату, где проходил консилиум врачей раз-ных эпох, собравшихся у постели больного мальчика. На сцене справа, на лужайке у костра, зрители увидели старуху Изергиль, рассказывающую про искры сердца Данко. А на аван-сцене встретились в прекрасном душевном порыве два любящих сердца Ромео и Джульетты.
Единая система простого на вид живописного образа жила вместе с развитием дейст-вия, «выталкивала», рождала все мизансцены, росла и множилась всё новыми и новыми пе-ременами, участвовала в действии. За внешней простотой двух-трёх красочных плакатных аккордов просматривалось столько серьёзности и глубины, что чудо превращения мест дей-ствия поражало само собой.
Эмоциональную заряженность спектакля усиливали гармонично подобранные музы-кальные фрагменты: (оратория «Красота мира»; 1 Концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского; мелодия из кинофильма «История любви»). Переливающийся музыкальный ритм бьющегося сердца заставлял прислушиваться к нему, боясь уловить тот самый сбой, ради которого по сценарию собрался консилиум врачей разных эпох.
То же сердце продолжало ритмично биться и во втором действии, когда старуха Изер-гиль рассматривала голубые искры костра, вспоминая историю Данко. Ёё рассказ то затихал, то вспыхивал с новой силой на фоне жизнеутверждающей музыки Чайковского, гимна люб-ви и самопожертвования.
А сердце, этот небольшой шар, спрятанный между рёбер и аортой, снова страдает: оно любит…. Под звуки средневековой мандолы происходит встреча Ромео и Джульетты, и зрители слышат прекрасную музыку истории любви. Простота сценических костюмов лишь усиливала степень восприятия, а атрибуты и аксессуары подчеркивали сценический эффект.
Этот спектакль был подарком учителям в Валентинов день от 9-В медицинского клас-са. И как пожелание, прозвучали слова: «Пусть каждый из нас вспомнит, почему простень-кие сувениры, которыми обмениваются люди в этот день, имеют форму сердца. Нашего сердца, которое умеет болеть, страдать, тревожиться, радоваться, волноваться и, конечно, любить».
Спектакль окончен, звучат аплодисменты. Столько непосредственной детской радо-сти в глазах и улыбках начинающих артистов! Самореализация ребёнка налицо. Сотворчест-во педагога дополнительного образования, классного воспитателя и учителя-предметника приносит конкретные плоды.
___________________________________________________

Список использованных источников
1. http://life-dolg.mya5.ru/ (цитаты и высказывания)
2. http://ariosto.ru/f-shiller-8.html
3. http://e-libra.su/read/131759-serdce-otdayu-detyam.html /В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
4. http://etika-estetika.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st006.shtml /Д.М. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке»»/

Категория: Для учителей | Добавил: ЛюдИв (06.12.2017)
Просмотров: 373 | Теги: Lik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика
Наши гости сегодня

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Подписка на e-mail

Кнопка сайта
...

Осталось...

...

Счетчик посещений с 1 июня 2010 года

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

Каталоги сайтов

495ru.ruМетодсовет Учительский портал

SafeWeber.ru  
 

Copyright MyCorp © 2024