Главная | Регистрация | Вход | RSS Пятница, 29.03.2024, 12:33

Школьные годы чудесные...

Форма входа
...
Меню сайта
Общение
...

Дата последнего обновления 15.03.2024 год

Нашли ошибку?

Система Orphus

Пожалуйста, выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 1240
Поиск
Категории раздела
Заботливым родителям [39]
Для учителей [3]
Родителям будущих первоклассников [9]

Каталог статей

Главная » Статьи » Для учителей

Обучение младших школьников работе с различными видами информации, как способ формирования общеучебных универсальных действий
Обучение младших школьников работе с различными видами информации, как способ формирования общеучебных универсальных действий
Дети должны научиться не только творить новое, но и использовать наработанное человечеством.
А. Фурсенко
Современное общество предъявляет образованию социальный заказ на формирование развитой, свободно и творчески мыслящей личности, способной результативно использовать все наработанное человечеством, стремящейся к благополучию не только личному, но и общественному. Интегрирование ИТ-ий в учебно-воспитательном процессе – это обоснованная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практический умений. Сегодня наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. Однако, у учащегося наблюдается дефицит умений:
- работать с текстом;
- давать развернутые ответы;
- обращать внимание на детали;
- сопоставлять, сравнивать материал разноплановых текстов (удерживать информацию, реферировать ее);
- осуществлять поисковый вид чтения;
- анализировать материал.
Я считаю, что это связанно с неумением работать с информацией, что это несформированность у младших школьников коммуникативной компетенции.
Коммуникативные функции языка реализуются в тексте с его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов:
- предметную;
- оценочную;
- эстетическую;
- эмоциональную и т.д.
Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Уже младших школьников надо учить воспринимать и создавать тексты разных типов и жанров. Следовательно, необходимо научить их использовать информационную среду. Информационная среда обширна и богата. В качестве современных источников и носителей информации можно выделить:
- ресурсы Интернета: библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, сведения об авторах, прототипах героев, об исторических событиях, о знаменитых людях, о представляемой эпохе, о природных явлениях;
- электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео и DVD-фильмы;
- книги (литературные произведения, биографии, очерки, статьи, энциклопедические справочники, словари);
- произведения музыкального и изобразительного искусства;
- устное и письменное общение со сверстниками, друзьями, родителями и педагогами.
Передо мной стоит задача: научить школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.
При организации деятельности по использованию различных источников информации необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Поэтому тему для поиска информации выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для такой работы требуется личностно-занимаемая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и близкая им.
Бесспорно, что работа с любым источником информации невозможна без исследовательского метода. Всю познавательную деятельность строю на поиске смыслового богатства текста, на открытии и исследовании причинно-следственной связи, на проблемном изложении ситуации. При этом использую объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (при введении места действий) словесные, игровые, практические методы, наблюдение и проектный метод.
Информационная среда должна находить свое применение при изучении всех учебных предметов и во внеклассной деятельности. Следовательно, для ее анализа обязательно использую материал нравственного, патриотического, краеведческого, экологического характера и т.д.
В этом случае на уроках кроме сведений из учебника используется материал из интернета, электронных и бумажных источников информации. Так к уроку ознакомлению с окружающим миром ученик готовит сообщения на разнообразные темы программы, пишет реферат об известной личности, на урок литературы и русского языка – составляет сочинения, на урок технологии и математики составляет схемы, таблицы, тематические конкурсы, на урок изобразительного искусства – готовит стенгазеты, выставки, галереи, к урокам физ.культуры – подборки для организации спортивных игр, соревнований, общеразвивающие комплексы упражнений, к внеклассным мероприятиям – смотры, конкурсы, тематические классные часы.
Основа таких уроков и занятий с использованием дополнительных источников информации – коммуникативное ядро и проблемная ситуация, которая требует разрешения.
В ходе работы обязательно есть своя завязка, развитие действия и развязка. Одно из важных условий – свобода мысли. У ребенка есть свое мнение, своя точка зрения, поэтому он должен ее высказать, обосновать, опираясь на разные информационные источники.
Для организации такой деятельности использую как обычные уроки, так и кружковые занятия, посиделки, литературные встречи, просмотры фильмов, игры, экскурсии и др. Работу провожу фронтально, в группах, в паре, индивидуально. Уместно руководство педагога, совместное обсуждение и конечно же самостоятельные виды деятельности учащегося.
Очень эффективно дополняют любой учебный курс и проекты учеников виртуальные энциклопедии, которые содержат не только текстовую информацию об окружающем мире, но и фото- аудио- видеоряды, анимацию, карты, схемы, викторины.
Немаловажную роль отвожу в учебном процессе и бумажным носителям информации. Особое внимание уделяю формированию навыков работы со словарем. С этой целью использую отдельные упражнения и целые занятия, посвященные этой теме.
Наш современный ребенок живет в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией и справочной литературой, приобретает навыки сбора и обработки этой информации и, конечно, он может это делать во внеурочное время под руководством взрослых.
В нашем классе был объявлен конкурс проектов по оформлению зеленного уголка в кабинете.
Цель проекта – теоретическое обоснование необходимости зеленого уголка.
Задачи: создание эргономичной среды в своем кабинете, способствующей повышение
эффективности образования процесса.
Объект исследования – зеленый уголок.
В процессе работы над проектом использовали следующие методы: поисковый (выбор проблемы и темы проекта), аналитический (изучение специальной литературы и условий осуществления проекта), практический (реализация проекта).
Выдвинули гипотезу, что комнатные растения способствуют улучшению микроклимата в комнате, создают уют и красоту.
Ход исследования.
1 этап. Изучить специальную литературу.
2 этап. Провести эксперимент.
3 этап. Проанализировать и сравнить полученные результаты.
4 этап. Сделать выводы.
Школьники так же заинтересовались особенностями аранжировки помещений. В итоге пришли к выводу, что правильно подобранные комнатные растения необходимы человеку, живущему в городе. Результаты исследования были оформлены в виде компьютерной презентации. Ученики расширили свои знания и представления в области изучаемого предмета, сумели систематизировать найденный материал, сделать вывод и сформулировать полезные рекомендации.
Регулярно использую индивидуальные и коллективные игры. Они позволяют активизировать исследовательскую деятельность мл.шк., помогают им освоить навыки проведения самостоятельных исследований.
Для знакомства провожу 2-3 тренировочных занятия. Использую, специально подготовленные карточки с символическими изображениями методов исследования.
С целью выбора методов и темы все садятся за круглый стол, на котором разложены карточки с символическими изображениями методов исследования.
Например, ученики выбрали тему ___________________________________________________ .
Учитель объясняет юным исследователям, что их задача заключается в составлении небольшого сообщения о ______________________________, но для этого надо собрать всю доступную информацию об _______________________________ и обработать ее.
На этом этапе я с ребятами выясняю, что существует много источников информации, размышляем какие из источников они знают. Потом задаю вопрос «Что сделаем перед тем, как начнем собирать информацию», «Как вы думаете с чего начинает исследование ученый». В ходе такой беседы подвожу учеников к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследованию.
Выкладывается карточка «Подумать».
Где можно узнать что-нибудь о _______________________________________.
«Спросить у другого человека», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию из сети Интернет».
Набор используемых методов исследования зависит от реальных возможностей учащегося.
Разложенные карточки методов сбора информации есть не что иное, как план исследования.
Кто-то задает вопрос «Что делать с собранными данными?». Конечно, зафиксировать что бы они не были забыты.
Например, первый пункт плана «Подумать», ученики делают заключение, что воробей обитает под крышей домов.
Делаем рисунок, краткую запись, несложные значки оказываются достаточными для запоминания информации на короткий срок.
Далее школьники сами быстро обучаются делать такие записи и создавать символы, обозначающие идеи.
Следующий пункт «Спросить у другого человека», дети учатся правильно ставить вопрос, приобретают навык восприятия ответа, это одна из важнейших целей проведения игры-исследования. Всю полученную информацию, раскладываем так, чтоб каждый школьник ее видел. Выясняем, что нового узнали? Какие выводы позволяет сделать собранная информация? Что могут рассказать дети, основываясь на результаты проведенного исследования? В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Они учатся выделять главные и второстепенные понятия, давать им определение. Эта работа по своей мыслительной деятельности ничем не отличается от работы настоящих ученых. Иной является лишь степень «новизны» самих фактов.
Как только информация обобщена, следует начать подготовку сообщения по теме исследования. После выступления исследователей устраиваем обсуждение сообщения. Слушателям предоставляется возможность задать вопросы. Отметить, что получилось очень хорошо. После такого занятия, где ребята ознакомились с общей схемой исследовательской деятельности, ученикам предстоит долгий, но увлекательный путь совершения своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований.
Для самостоятельных исследований заводим папку исследователя, новое средство в котором помещаем изображение методов исследования. В ходе исследования ученики должны:
1) Дать определение понятиям.
2) Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3) Выявить и обозначить замеченные парадоксы.
4) Подобрать метафоры и сравнения.
5) Сформулировать суждения и умозаключения.
6) Сделать выводы.
7) Указать пути дальнейшего изучения темы исследования.
8) Подготовить текст для выступления.
9) Подготовить схемы, макеты, чертежи для результатов исследования.
Галина Павленко
Категория: Для учителей | Добавил: Галка (12.04.2012)
Просмотров: 4836 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
00+0
*1. nadya716(09.07.2012, 15:53) [Материал]
Спасибо за материал!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика
Наши гости сегодня

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Подписка на e-mail

Кнопка сайта
...

Осталось...

...

Счетчик посещений с 1 июня 2010 года

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

Каталоги сайтов

495ru.ruМетодсовет Учительский портал

SafeWeber.ru  
 

Copyright MyCorp © 2024